ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010)

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010) «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением»


Статус документа:  действующий
Дата начала действия: 01 июня 2021
Скачать ГОСТ 34682.2-2020 в .pdf


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПЛАТФОРМЫ ПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И УСТАНОВКЕ

Часть 2

Платформы с вертикальным перемещением

Lifting platforms for persons with impaired mobility. Safety requirements for the construction and installation. Part 2. Vertical lifting platforms

МКС 91.140.90

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» (Ассоциация «РЛО»), Автономной некоммерческой организацией по сертификации лифтов и эскалаторов «Центр-эксперт» (АНОСЛЭ «Центр-эксперт»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 5 стандарта, который выполнен ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения
Беларусь BY Госстандарт Республики Беларусь
Киргизия KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Узбекистан UZ Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 ноября 2020 г. N 1032-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту EN 81-41:2010* «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные лифты для транспортирования людей и грузов. Часть 41. Подъемные платформы с вертикальным перемещением для людей с ограниченной подвижностью» («Safety rules for the construction and installation of lifts. Special lifts for the transport of persons and goods — Part 41: Vertical lifting platforms intended for use by persons with impaired mobility», MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3); путем изменения фраз, слов, которые выделены курсивом**.
________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным (европейским) стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДД.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного стандарта приведено в дополнительном приложении ДЕ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты».

 

0 Введение

 

Разработка настоящего стандарта на основе применения стандарта EN 81-41 имеет целью содействовать устранению технических барьеров в международной торговле, в том числе между государствами — участниками Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, в этих областях деятельности стран Содружества Независимых Государств.

С целью обеспечения соответствия структуры настоящего стандарта структуре стандарта EN 81-41 в настоящем стандарте в максимально возможной степени сохранена нумерация структурных элементов стандарта EN 81-41.

Принятый за основу стандарт EN 81-41 содержит современные требования безопасности к устройству и установке платформ подъемных для инвалидов и маломобильных групп населения, отражающие передовой международный опыт.

Настоящий стандарт является нормативной базой для нового поколения платформ подъемных, учитывающих достижения мирового машиностроения в совершенствовании конструкций и технологии.

0.1 Общие положения

0.1.1 Целью настоящего стандарта является установление требований безопасности к конструкции и установке платформ подъемных для инвалидов и маломобильных групп населения (далее по тексту — платформы) в зданиях и сооружениях, при использовании их по назначению, техническому обслуживанию в период эксплуатации и в аварийных ситуациях.
0.1.2 При разработке стандарта были учтены опасные факторы, перечисление которых приведено в таблице 1 раздела 4.
0.1.2.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:
а) пользователей платформами, персонала, осуществляющего монтаж, техническое обслуживание, ремонт, осмотр, оценку соответствия и обследование платформ;
б) лиц, находящихся в непосредственной близости к шахте, машинному или блочному помещениям (при их наличии).
0.1.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:
а) оборудованию платформы;
б) зданию, в котором установлена платформа.
Требования пожарной безопасности, вандалозащищенности установлены в других стандартах.
0.1.3 В тех случаях, когда масса, размер и/или форма узлов, сборочных единиц и оборудования, входящих в состав платформы, не позволяет обеспечить их перемещение вручную при монтаже или ремонте, они должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их перемещения при помощи грузоподъемных средств.
0.2 Принципы
При разработке настоящего стандарта были применены следующие принципы:
0.2.1 Настоящий стандарт не повторяет общетехнические правила, относящиеся к электрическому, механическому оборудованию и строительным конструкциям.
Требования стандарта относятся к специфике конструкции и применения оборудования платформ.
0.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к строительной части платформ. Выполнение этих требований не относится к области ответственности организаций, осуществляющих проектирование, поставку, монтаж и обслуживание платформ.
0.2.3 Требования настоящего стандарта к применяемым материалам и оборудованию платформ ограничены задачей обеспечения безопасности платформ.
0.2.4 Расчетная масса человека в стандарте принята равной 75 кг.
0.3 Принятые допущения
0.3.1 Платформы устанавливают, как в новые здания, так и в здания, находящиеся в эксплуатации.
0.3.2 При установке платформы в находящееся в эксплуатации здание, в котором невозможно обеспечить рассматриваемые в стандарте размеры строительной части, должен быть выполнен анализ риска.
0.3.3 В шахте расположено только оборудование, связанное с конкретной платформой. Противовес или уравновешивающий груз расположен в той же шахте, что и грузонесущее устройство.
0.3.4 Все оборудование установлено в пространстве для его размещения.
0.3.5 Требования к оборудованию платформы разработаны на основе анализа рисков и основаны на следующем:
a) применены современные методы расчета и конструирования;
b) изготовлены из материалов требуемой прочности и надлежащего качества;
c) в используемых материалах отсутствуют дефекты;
d) используемые материалы не содержат опасных веществ (например, асбеста).
0.3.6 Обеспечено регулярное проведение технического обслуживания, ремонта и соответствующих технических освидетельствований, обеспечивающих соблюдение в ходе эксплуатации нормируемых размеров и характеристик с учетом износа составных частей платформ.
0.3.7 Применяемое оборудование обеспечивает безопасную работу платформы при соблюдении условий эксплуатации, включая влияние окружающей среды.
0.3.8 Конструкция несущих элементов платформы обеспечивает безопасную работу платформы при нагрузках от нуля до максимальной рабочей динамической нагрузки и максимальной статической нагрузки.
0.3.9 Для обеспечения безопасного функционирования платформы диапазон температур окружающей среды — от 5°С до 40°С.
0.3.10 При заключении договора на поставку платформы заказчик и поставщик согласовывают:
1) назначение и предполагаемое использование платформы с учетом приложения В;
2) условия окружающей среды (температура, влажность и т.п.);
3) требования строительного законодательства;
4) особенности установки платформы в здание, включая условия монтажа;
5) дополнительные противопожарные требования.

 

1 Область применения

 

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к устройству и установке в зданиях, сооружениях платформ с вертикальным перемещением, предназначенных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
Транспортирование пользователей на платформах осуществляется в положении стоя или сидя, в том числе в инвалидном кресле-коляске с сопровождающим или без сопровождающего.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает требования:
a) к платформам, установленным в огражденных шахтах;
b) к платформам, конструкции которых или условия эксплуатации на месте установки позволяют обеспечить безопасность без ограждения шахты.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на платформы со следующими характеристиками:
— грузонесущее устройство платформы перемещается по вертикали между заданными уровнями по заданной траектории, отклонение которой от вертикали не превышает 15°;
— грузонесущее устройство платформы расположено в полностью закрытой шахте (без ограничения высоты подъема);
— грузонесущее устройство платформы расположено в частично огражденной шахте или в неогражденной шахте (при высоте подъема не более 3 м). Примеры платформ с частично огражденной шахтой показаны на рисунке 1. Возможно иное исполнение платформ;
— грузонесущее устройство не полностью ограждено;
— номинальная скорость грузонесущего устройства не более 0,15 м/с.

Для приведения в движение и удержания грузонесущего устройства платформы могут применяться следующие виды приводов:
1) с зубчато-реечной передачей;
2) приводом трения с канатами или плоскими ремнями;
3) позитивным приводом с канатом, цепью или зубчатым ремнем;
4) приводом винт-гайка;
5) направляемой цепью;
6) механизмом подъема ножничного типа
7) гидравлическим приводом прямого или непрямого действия.
1.4 В настоящем стандарте рассмотрены все существенные опасности, связанные с платформами, когда они используются по назначению и в условиях, предусмотренных изготовителем.
1.5 Настоящий стандарт не устанавливает дополнительные требования:
— к платформам, эксплуатируемым в особых условиях окружающей среды (например, экстремальный климат, сильные магнитные поля);
— молниезащите платформ;
— платформам, эксплуатируемым в соответствии со специальными правилами (например, в потенциально взрывоопасной окружающей среде);
— использованию в конструкции платформ материалов, свойства которых могут привести к опасным ситуациям;
— платформам, предназначенным для перевозки грузов;
— платформам с полностью огражденным грузонесущем устройством;
— платформам, устанавливаемые в зданиях, сооружениях, где возможен вандализм;
— платформам, используемым по назначению во время землетрясения или наводнения;
— платформам, используемым для борьбы с пожаром или эвакуации людей во время пожара;
— шуму и вибрации, создаваемой платформой при использовании по назначению;
— конструкции основания, на которое устанавливается платформа;
— конструкции анкерных болтов, для крепления элементов платформы к зданию, сооружению;
— платформам, на грузонесущем устройстве которых возможно перемещение пассажиров в инвалидных креслах-колясках с электроприводом класса С по приложению ДГ;
— платформам, на грузонесущем устройстве которых возможно перемещение пассажиров в инвалидных креслах-колясках с ручным приводом с габаритными размерами более 1200х700 (длинаширина) мм.
Настоящий стандарт не распространяется на платформы, изготовленные до даты введение в действие настоящего стандарта.
1.6 Настоящий стандарт может быть использован в качестве нормативной базы для модернизации платформ, находящихся в эксплуатации.
1.7 Шум и вибрация в настоящем стандарте не рассматриваются в качестве опасных факторов работы платформы.
1.8 Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для соблюдения общих требований безопасности [1].

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
ГОСТ 13568-2017 Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия
ГОСТ ISO 13857-2012 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних и нижних конечностей от попадания в опасную зону
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 23752-79 Платы печатные. Общие технические условия
ГОСТ 26246.10-89 (МЭК 249-2-11-87) Материал электроизоляционный фольгированный тонкий общего назначения для многослойных печатных плат на основе стеклоткани, пропитанной эпоксидным связующим. Технические условия
ГОСТ 26246.14-91 Материалы электроизоляционные фольгированные для печатных плат. Склеивающая прокладка, используемая при изготовлении многослойных печатных плат. Технические условия
ГОСТ 29283-92 (МЭК 747-5-84) Полупроводниковые приборы. Дискретные приборы и интегральные схемы. Часть 5. Оптоэлектронные приборы
ГОСТ 30030-93 (МЭК 742-83) Трансформаторы разделительные и безопасные разделительные трансформаторы. Технические требования
ГОСТ 30331.1-2013 (IEC 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения
ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения
ГОСТ 33855-2016 Обоснование безопасности оборудования. Рекомендации по подготовке
ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
ГОСТ 33984.2-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации. Правила отбора образцов
ГОСТ 33984.3-2017 (EN 81-50:2014) Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации устройств безопасности лифтов. Правила отбора образцов
ГОСТ 33984.4-2017 (EN 81-50:2014) Лифты. Методы расчета основных несущих узлов лифта
ГОСТ 34682.3-2020 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации. Правила отбора образцов
ГОСТ МЭК 60204-1-2002* Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
_______________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 «Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования».
ГОСТ IEC 60947-1-2017 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 1. Общие правила
ГОСТ IEC 60947-4-1-2015* Аппаратура коммутационная и механизмы управления низковольтные комплектные. Часть 4-1. Контакторы и пускатели электродвигателей. Электромеханические контакторы и пускатели электродвигателей
________________

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50030.4.1-2012 (МЭК 60947-4-1:2009) «Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4. Контакторы и пускатели. Раздел 1. Электромеханические контакторы и пускатели».

ГОСТ IEC 60947-5-1-2014 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические устройства цепей управления
ГОСТ IEC 61558-1-2012 Безопасность силовых трансформаторов, блоков питания, реакторов и аналогичных изделий. Часть 1. Общие требования и испытания
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33605, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 винт: Деталь с наружной резьбой, которая воспринимает нагрузку от несущей гайки и, в определенных ситуациях, нагрузку от предохранительной гайки.
3.2 грузонесущее устройство: Часть подъемной платформы, перемещающаяся по одной или нескольким направляющим, на которой находятся люди (пользователи) при подъеме или опускании.
3.3 давление при полной нагрузке: Статическое давление в трубопроводе, непосредственно соединенном с гидроцилиндром, при нахождении грузонесущего устройства с номинальным грузом в состоянии покоя на уровне верхней посадочной площадки.
3.4 диаметр корда: Диаметр окружности, описанной вокруг поперечного сечения корда и используемый для оценки соотношений диаметров.
3.5 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.
3.6 запорный клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.
3.7 зона отпирания двери шахты: Располагающаяся выше и ниже порога посадочной площадки часть шахты, в которой должен оказаться порог грузонесущего устройства, чтобы обеспечить возможность отпирания автоматического замка двери шахты.
3.8 квалифицированный персонал: Работники, имеющие квалификацию для выполнения соответствующих работ
3.9 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для управления опусканием грузонесущего устройства.
3.10 компетентный персонал: Лицо, надлежащим образом подготовленное и квалифицированное на основе знаний и практического опыта, и обеспеченное необходимыми инструкциями, позволяющими безопасно выполнять требуемую работу.
3.11 концевой выключатель: Электрическое устройство безопасности, вызывающее при срабатывании остановку привода грузонесущего устройства и приводимое в действие грузонесущим устройством при переходе им уровня крайних посадочных площадок.
3.12 корд: Армирующий конструктивный элемент, придающий жесткость и/или прочность тяговым ремням. Корд состоит из стальных прядей, каждая из которых содержит стальные проволоки, спирально уложенные вокруг центрального сердечника.
3.13 коэффициент запаса прочности: Отношение напряжения по пределу текучести (условный предел текучести ) или напряжения по пределу прочности к напряжениям, возникающим в элементах платформы при статическом и динамическом нагружении при размещении на грузонесущем устройстве груза, равного номинальной грузоподъемности.
3.14 кромка безопасности: Элемент, расположенный на краю грузонесущего устройства, вызывающий при его контакте с каким-либо препятствием отключение привода перемещения грузонесущего устройства для обеспечения защиты от опасности защемления, разрезания или раздавливания.
3.15 ловители: Механическое устройство, предназначенное для остановки и удержания на направляющих движущегося вниз грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего груза при превышении допустимой (предельной) величины скорости и (или) при обрыве тяговых элементов.
3.16 максимальная рабочая нагрузка: Номинальная нагрузка плюс перегрузка.
3.17 максимальная статическая нагрузка: Возможная статическая нагрузка, зависящая от площади грузонесущего устройства, или максимальная рабочая нагрузка. Выбирается наибольшее значение из перечисленных.
3.18 маломобильные группы населения: К маломобильным группам населения относятся лица, испытывающие затруднения при использовании лестниц при перемещении с одного уровня на другой.
Примечание — В настоящем стандарте перечень маломобильных групп населения включает, но не ограничивается только ими: пользователей инвалидных колясок, людей с детскими колясками, людей, в том числе детей, с ограниченными возможностями передвижения, людей, пользующихся приспособлениями для ходьбы, и пожилых людей.
3.19 машинное оборудование: Оборудование, включающее в себя шкаф управления, привод платформы, главный выключатель и панель управления.
3.20 механический упор: Устройство, гарантирующее в разложенном положении обеспечение безопасного пространства под грузонесущим устройством при проведении технического обслуживания или осмотра.
3.21 направляемая цепь: Неподвижная или движущаяся цепь, имеющая направляющие по всей длине, которые обеспечивают цепи возможность передавать как растягивающую, так и сжимающую нагрузку.
3.22 направляющие: Жесткие элементы, обеспечивающие траекторию движения грузонесущего устройства. Механизм подъема ножничного типа рассматривается как система, обеспечивающая траекторию движения грузонесущего устройства.
3.23 непреднамеренное движение: Неуправляемое движение грузонесущим устройством с открытыми дверями шахты в зоне их отпирания, исключая перемещения, возникающие в результате операции погрузки/разгрузки и повторного выравнивания.
3.24 несущая гайка: Деталь с внутренней резьбой, которая совместно с винтом воспринимает нагрузки (например, от грузонесущего устройства).
3.25 номинальная грузоподъемность: Масса груза, для перемещения которого предназначена платформа.
3.26 номинальная скорость: Расчетная скорость движения грузонесущего устройства.
3.27 огражденная шахта: Пространство, в котором перемещается грузонесущее устройство и/или противовес, или уравновешивающий груз и которое полностью ограждено снизу и с боков (перекрытие не обязательно).
3.28 ограничитель скорости: Устройство, вызывающее остановку грузонесущего устройства при достижении им допустимой (предельной) скорости перемещения и, при необходимости, для приведения в действие механизма ловителей.
3.29 останавливающее устройство безопасности: Механическое устройство для блокировки относительного вращения между винтом и несущей гайкой в случае превышения скорости и остановки и удержания подъемной платформы.
3.30 открытый доступ: Место установки платформы при отсутствии данных о пользователе.
3.31 перегрузка: Допустимая дополнительная нагрузка, равная массе одного человека (75 кг).
3.32 перепускной (предохранительный) клапан: Клапан, предотвращающий превышение установленного давления в гидравлической системе.
3.33 поверхность безопасности: Элемент, аналогичный по действию кромке безопасности, но расположенный под грузонесущим устройством и контролирующий всю нижнюю поверхность грузонесущего устройства.
3.34 повторное выравнивание: Операция перемещения, выполняемая после остановки грузонесущего устройства, для коррекции точности остановки при загрузке и разгрузке.
3.35 подъемная платформа: Стационарное устройство, предназначенное для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения с одного уровня на другой на грузонесущем устройстве.
3.36 пользователь: Лицо, использующее платформу по назначению.
3.37 посадочная площадка: Пространство у входа на платформу (на любом уровне) для обеспечения возможности маневрирования, посадки и высадки пользователей с инвалидными колясками или без них.
3.38 предохранительная гайка: Деталь с внутренней резьбой, которая связана с несущей гайкой, но не несет нагрузки при нормальной работе платформы, и которая способна удержать грузонесущее устройство с грузом при поломке несущей гайки.
3.39 привод: Электромеханическое устройство с электродвигателем, который обеспечивает движение и остановку грузонесущего устройства.
3.40 привод с направляемой цепью: Платформа, в которой грузонесущее устройство удерживается на месте, поднимается и опускается посредством одной или нескольких направляемых цепей.
3.41 пространство для машинного оборудования: Пространство внутри или снаружи шахты платформы, в котором полностью или частично размещены машинное оборудование и зоны обслуживания машинного оборудования.
3.42 противовес: Часть подъемной платформы, которая за счет своей массы обеспечивает сцепление тяговых элементов с канатоведущим шкивом (барабаном трения) для передачи тягового усилия от привода к грузонесущему устройству.
3.43 разрывной клапан: Клапан, жестко связанный с гидроцилиндром и предназначенный для автоматического прерывания потока жидкости при падении давления на входе в клапан, вызванного увеличением расхода жидкости свыше предварительно установленного значения.
3.44 самотормозящаяся система: Система, которая в условиях свободного хода обеспечивает снижение скорости (торможение) грузонесущего устройства до его остановки.
3.45 существующее здание/сооружение: Здание/сооружение, находящееся в эксплуатации на момент заказа платформы.
3.46 тормоз: Механизм, используемый для остановки грузонесущего устройства и удержания его на месте.
3.47 уравновешивающий груз: Часть подъемной платформы, которая за счет своей массы снижает мощность привода при балансировке всей или части массы незагруженного грузонесущего устройства.
3.48 цикл: Пуск (ускорение от покоя до номинальной скорости), перемещение от нижней посадочной площадки на всю высоту подъема, остановка (замедление от номинальной скорости до полной остановки) и движение вниз (пуск и остановка) в исходное положение.
3.49 цепь безопасности: Цепь, содержащая контакты и/или электронные компоненты, которая соответствует требованиям для электрических устройств безопасности.
3.50 шахта: Пространство, в котором перемещается грузонесущее устройство и расположенный на нем груз.
3.51 шлагбаум: Подъемная перекладина или аналогичное устройство, предназначенное обеспечить защиту от падения людей с грузонесущего устройства.
3.52 электрическая цепь безопасности: Совокупность электрических устройств безопасности, которые могут быть как выключателями, так и цепями безопасности, соединенными последовательно друг с другом.
3.53 электрический контакт безопасности: Контакт, в котором разделение размыкающих элементов проводится принудительно.
3.54 электрическое устройство безопасности: Электрический выключатель с одним или несколькими электрическими контактами безопасности либо цепь безопасности.

 

4 Перечень существенных опасностей

 

В разделе приведены все существенные опасности, опасные ситуации и события, поскольку они имеют отношение к настоящему стандарту, определяемые оценкой степени риска для платформ с вертикальным перемещением и теми действиями, которые необходимо предпринять для исключения или уменьшения риска.

В таблице 1 приведены опасности, которые были идентифицированы, и указаны ссылки на разделы и пункты настоящего стандарта, в которых указаны соответствующие требования, обеспечивающие возможность ограничить риск или уменьшить эти опасности.
Примечание — Опасности, связанные с аллергическими реакциями людей, не рассматриваются в этом стандарте.

Таблица 1 — Существенные опасности, связанные с конструкцией и установкой подъемных платформ

Группа Существенные опасности Соответствующие пункты стандарта
1 Механические опасности
1.1 от механических деталей и узлов, например, — из-за их потенциальной энергии (падающие предметы, высота над уровнем земли, сила тяжести) 5.1.6, 5.3, 5.4.1, 5.4.6, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6, 5.8.2, 5.8.3
1.2 — из-за кинетической энергии (ускорение, замедление, движение/вращение элементов) 5.1.5, 5.3, 5.4.2
1.3 — из-за механической прочности (разрушение) 5.1.2, 5.1.10, 5.1.6, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.7, 5.4.8, 5.4.9
1.4 — из-за накопленной энергии, например, — упругие элементы (пружины) 5.4.9
1.5 Опасность раздавливания 5.1.3, 5.1.4.1.2, 5.1.4.2.1, 5.6.2, 5.6.4, 5.9
1.6 Опасность среза 5.1.3, 5.6.4, 5.8.4, 5.9
1.7 Опасность разрезания или перерезания (отрыва) 5.1.4.1.2, 5.1.4.4.1, 5.6.4, 5.6.6, 5.8.2, 5.9
1.8 Опасность запутывания 5.1.3, 5.1.4.1.2, 5.1.4.4.1, 5.5.5, 5.6.4, 5.9, 5.4.1.7
1.9 Опасность защемления или захвата 5.1.3, 5.1.4.1.2, 5.1.4.4.1, 5.1.11.3, 5.4.5.4.4, 5.4.5, 5.5.5, 5.6.6, 5.8.4, 5.9
1.10 Опасность удара 5.1.4.1.2, 5.1.4.4.1, 5.8.7
1.11 Опасность рассечения или разрыва 5.1.4, 5.9
1.12 Опасность трения или истирания 5.1.3, 5.6.4, 5.9
1.13 Опасность укола 5.1.4.4.1, 5.4.9
1.14 Опасность скольжения, спотыкания и падения 5.1.3, 5.1.4.1.2, 5.1.4.2.3, 5.4.1, 5.1.4.3, 5.1.6, 5.1.7, 5.2.1, 5.3, 5.4.2, 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.7, 5.4.8, 5.4.9, 5.5.4, 5.5.15.7, 5.6.4, 5.6.5, 5.6.6, 5.8.2, 5.8.3, 5.8.4, 5.8.4.6, 5.8.4.7, 5.8.5, 5.9
1.15 Опасность из-за потери устойчивости или разбалансировки 5.1.5, 5.1.7, 5.2.1.1, 5.2.1.2, 5.4.2, 5.4.3, 5.6.4
1.16 Опасность из-за соприкосновения с подвижными частями 5.1.4.4.1, 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3, 5.5.8, 5.5.13
1.17 Опасность из-за частей, которые приобрели подвижность в результате ошибочных действий 5.5.1, 5.5.3
1.18 Из-за:
— недостаточная механическая прочность деталей и узлов;
— неадекватные рабочие коэффициенты запаса прочности;
— сбой контроля загрузки 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.10, 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.7, 5.4.8, 5.4.9, 5.6.4, 5.9
1.19 Ошибки управления грузонесущим устройством (функционирование, приоритеты) 5.5.7, 5.5.11, 5.5.15.3
1.20 Превышение скорости грузонесущего устройства 5.1.5, 5.3, 5.4.2
2 Электрические опасности
2.1 Опасность из-за возникновения дугового разряда
2.2 Опасность из-за случайного соприкосновения с частями, находящимися под напряжением
2.3 Опасность из-за неисправности частей, находящихся под напряжением
2.4 Опасность из-за возникновения короткого замыкания
3 Термические опасности
3.1 Опасность из-за соприкосновения с предметами или материалами с экстремально высокой или низкой температурой
5.1.4.4.1, 5.1.5, 5.5.12, 5.5.14
6 Опасности, создаваемые излучением
6.1 Низкочастотное электромагнитное излучение 5.5.9
7 Опасности, создаваемые материалами и веществами
7.2 Опасность, вызываемая пожаром 5.5.14.9
7.3 Опасности, вызываемые взрывом 5.5.14.9
8 Опасности из-за несоблюдения эргономических принципов
8.1 Опасность, связанная с неправильным положением тела или чрезмерным усилием 5.1.4.2.2, 5.1.8, 5.4.3, 5.5.15, 5.8.2, 5.8.7
8.2 Опасности, возникающие, если не учитывать особенности анатомии человека 5.4.3, 5.5.14, 5.8.7
8.4 Опасности, связанные с недостаточным местным освещением 5.5.3, 5.5.4
8.5 Опасности, возникающие из-за неправильной конструкции или расположения индикаторов и дисплеев 5.5.15
8.6 Конструкция, расположение или идентификация аппаратов управления 5.5.15
8.9 Ошибки человека при управлении (во время работы) 5.4.3, 5.5.15, 7.3
9 Опасности, связанные с условиями окружающей среды, в которых используется платформа
9.4 Снег, вода, ветер, температура 5.1.4, 5.1.11
10 Комбинация опасностей
10.1 Отказ/неисправность системы управления и цепей управления 5.1.11, 5.1.12, 5.4.2, 5.4.3, 5.5, 5.5.1.1, 5.5.6, 5.5.7, 5.5.8, 5.5.11, 5.5.11.3, 5.5.11.5, 5.5.13, 5.5.14, 5.5.17
10.2 Восстановление энергоснабжения после его прерывания 5.5.11
10.3 Ошибки программного обеспечения 5.5.11, 5.5.14, 5.5.15.5, 5.5.15.6
10.4 Отказ источника питания 5.4.2, 5.5.6.4, 5.5.11, 5.5.13
11 Опасности, связанные с монтажом и техническим обслуживанием
11.1 Опасности из-за неправильной сборки, установки или регулировки 5.1.10, 5.3, 5.5.13, 5.8.4.7, 5.8.5
11.2 Опасности из-за неправильного или несвоевременного проведения технического обслуживания 5.5.1, 5.5.5, 5.5.6.3, 5.5.6.4, 5.5.11, 5.5.13
11.3 Опасности из-за невозможности покинуть шахту 5.4.3, 5.5.4, 5.5.11, 5.5.14, 5.5.16, 5.8.6
12 Опасности, связанные с движением грузонесущего устройства
12.1 Движение грузонесущего устройства без пассажира 5.4.2, 5.5.1.1, 5.5.6, 5.5.7, 5.5.8.2, 5.5.12, 5.5.13, 5.5.11.5, 5.5.17
12.2 Недостаточная возможность привода замедлить движение, остановить и удерживать в остановленном состоянии 5.5.15.5, 5.5.15.7
13 Опасности, связанные с местом работы (включая положение привода)
13.1 Падение человека во время доступа на рабочее место или с него 5.1.4.1.2, 5.1.4.2.3, 5.1.6, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.7, 5.4.8, 5.4.9
13.2 Механические опасности на рабочем месте, такие как:
— контакт со штурвалом;
— опрокидывание и перевертывание;
— скольжение во время доступа;
— падение предметов, проникновение предметов;
— контакт людей с деталями машин или инструментами (площадка для управления приводом) 5.1.6, 5.1.7, 5.3
14 Механические опасности, вызванные падением груза, столкновениями, опрокидыванием привода
14.1 Неконтролируемая амплитуда движения 5.1.5, 5.4.2, 5.5.7
14.2 Не отвечающие требованиям фиксирующие устройства (блокировки) 5.9.7
14.3 Доступ человека на грузонесущее устройство 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.3, 5.8
14.4 Сход с направляющих 5.1.10, 5.2.1
14.5 Неадекватная конструкция шкивов и барабанов 5.4.5.4
14.6 Неадекватный выбор цепей, тросов, подъема и аксессуаров, и их недостаточная интеграция в машину 5.4.5, 5.4.7
14.7 Опускание грузонесущего устройства при управлении тормозом 5.4.2, 5.4.3
14.8 Ненормальные условия монтажа/использования/обслуживания 6.3, ж
14.9 Воздействие груза на людей (удар грузом или противовесом) 5.8.5, 5.8.7
15 Общие для любых машин
15.1 Падение человека с грузонесущего устройства 5.6.4.3, 5.6.4.4, 5.8.5
15.2 Превышение скорости грузонесущего устройства 5.1.5, 5.3, 5.4.2

 

5 Требования безопасности и/или защитные меры

5.1 Общие положения
5.1.1 Платформы должны отвечать требованиям безопасности и/или мерам защиты, приведенным в настоящем разделе, а конструкция платформы должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 12100 для соответствующих незначительных опасностей, которые не рассматриваются в настоящем стандарте (например, острые края).
В процессе эксплуатации должно быть обеспечено сохранение размеров и зазоров, указанных в настоящем стандарте, несмотря на износ оборудования. Следует также учитывать необходимость защиты от воздействия коррозии. Все применяемые материалы не должны содержать асбест.
Платформа должна быть рассчитана на выполнение не менее десяти циклов в час с номинальным грузом.
При применении технических решений, отличающихся от регламентированных или непредусмотренных настоящим стандартом, должен быть выполнен анализ риска, дополненный в необходимых случаях расчетами, чертежами и результатами испытаний, подтверждающими безопасность как этих технических решений, так и их соответствия требованиям [1].
5.1.2 Принцип применения
При проектировании механических элементов платформы должна учитываться интенсивность ее использования.
5.1.3 Ограждения
Открытые вращающиеся или движущиеся части (например, редуктор привода) должны быть защищены от риска получения травмы в результате случайного прикосновения к ним. Панели (крышки) для доступа к оборудованию должны быть обеспечены средствами, требующими использования инструмента или ключа для их снятия. Элементы крепления панелей (крышек) должны оставаться прикрепленными к панелям (крышкам) при их снятии.
5.1.4 Доступ для технического обслуживания, ремонта и осмотра
5.1.4.1 Рабочие зоны на платформе
5.1.4.1.1 Если оборудование должно обслуживаться или осматриваться с грузонесущего устройства, и если эти операции требуют перемещения грузонесущего устройства или могут привести к неконтролируемому и неожиданному перемещению грузонесущего устройства, должно выполняться следующее:
5.1.4.1.2 Любое неконтролируемое и неожиданное движение грузонесущего устройства, являющееся результатом обслуживания/осмотра, которое может быть опасным для выполняющих эти работы людей, должно быть предотвращено механическим устройством. Такое устройство должно обеспечивать не менее 300 мм свободного пространства между частями остановившегося грузонесущего устройства и жесткими элементами шахты, чтобы исключить опасность раздавливания. Контроль этого устройства для гарантии нахождения его в пассивном положении перед началом движения грузонесущего устройства в режиме «Нормальная работа», должен осуществляться электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11.
5.1.4.1.3 Любые необходимые для освобождения пассажиров и для проведения динамических испытаний (таких как проверка тормоза, сцепление канатов (ремней) со шкивом (барабаном) трения, испытание ловителей) приспособления и устройства должны быть расположены таким образом, чтобы ими можно было управлять снаружи шахты.
5.1.4.1.4 При оборудовании шахты дверью для технического обслуживания:
1) дверь должна быть оборудована замком, отпираемым ключом. Закрытие и запирание двери допускается осуществлять без ключа;
2) дверь должна быть оборудована электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11 и контролирующим ее закрытое положение.
5.1.4.2 Рабочие зоны под платформой
5.1.4.2.1 При проведении в приямке полностью огражденной шахты работ по техническому обслуживанию и осмотру для обеспечения безопасности персонала требуется:
a) если при нахождении грузонесущего устройства в крайнем нижнем положении расстояние между нижними частями грузонесущего устройства и дном приямка менее 500 мм, должен быть предусмотрен устанавливаемый вручную механический упор для остановки движущегося вниз на номинальной скорости с максимальной рабочей нагрузкой грузонесущего устройства. После остановки грузонесущего устройства этим механическим упором расстояние между нижними частями грузонесущего устройства и полом приямка должно быть не менее 500 мм.
Если расстояние между нижними частями грузонесущего устройства, находящегося в крайнем верхнем положении и дном приямка менее 500 мм, то механический упор должен фиксировать грузонесущее устройство в крайнем верхнем положении. В этом случае работы по техническому обслуживанию и осмотру проводит персонал, находящийся вне шахты;
b) механический упор должен приводиться в рабочее положение снаружи приямка и его положение должно контролироваться электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11, которое контролирует активное положение механического упора и которое будет отключать вызывные и приказные аппараты и включать (делает возможным работу) управление с поста инспекции. Рядом с местом, с которого осуществляется управление механическим упором, должна располагаться четкая информация о работе механического упора: о его назначении и положении;
c) отпирание любой двери, обеспечивающей доступ в приямок, должно осуществляться с помощью ключа, соответствующего 5.8.6, и предотвращать движение грузонесущего устройства; если механический упор не находится в активном положении, то визуальный сигнал должен информировать об этом обслуживающий персонал. Возврат платформы к режиму «Нормальная работа» должен проводиться только с помощью устройства сброса, расположенного вне шахты и доступного только для обслуживающего персонала;
d) при необходимости управления перемещением грузонесущего устройства из приямка должен быть предусмотрен пост управления, отвечающий требованиям 5.5.18;
e) пол доступного для людей приямка должен быть рассчитан на нагрузку, создаваемую массой двух человек, нагрузка от каждого из них эквивалентна 1000 Н.
5.1.4.2.2 При нахождении грузонесущего устройства в положении согласно 5.1.4.2.1, перечисление а) обслуживающий персонал должен иметь возможность легко и безопасно покинуть рабочую зону в приямке.
5.1.4.2.3 Управление грузонесущим устройством при освобождении пользователя, проведение динамических испытаний (проверка тормоза, сцепления, ловителей и т.п.) должны осуществляться снаружи полностью закрытой шахты.
5.1.4.3 Рабочие зоны снаружи шахты
Если оборудование находится в закрытой шахте и его необходимо обслуживать или осматривать обслуживающему персоналу снаружи шахты, то доступ к этому оборудованию должен быть возможен только через дверь/люк для технического обслуживания в соответствии с 5.6.6 или через дверь для доступа на грузонесущее устройство.
5.1.4.4 Машинное оборудование снаружи шахты
5.1.4.4.1 Если какая-либо часть машинного оборудования находится за пределами закрытой шахты, например панель управления, привод (лебедка), они должны находиться внутри шкафа.
5.1.4.4.2 Шкаф для размещения машинного оборудования должен состоять из сплошных стен, пола, крыши и двери(ей).
Дверь(и) шкафа для размещения машинного оборудования:
1) не должна открываться во внутрь шкафа;
2) должна быть оборудована отпираемым ключом замком;
3) закрывание и запирание допускается производить без ключа;
В шкафу для размещения машинного оборудования допускаются следующие отверстия:
1) отверстия между шахтой и шкафом для размещения оборудования, необходимые для функционирования платформы;
2) вентиляционные отверстия для выхода газов и дыма в случае пожара. Эти отверстия, если они доступны для посторонних лиц, должны соответствовать следующим требованиям:
— они должны препятствовать контакту с опасными зонами в соответствии с ГОСТ ISO 13857-2012, таблица 5;
— иметь степень защиты IP2XD в соответствии с ГОСТ 14254.
5.1.5 Номинальная скорость
Номинальная скорость грузонесущего устройства в режиме «Нормальная работа» не должна превышать 0,15 м/с.
5.1.6 Номинальная грузоподъемность
Номинальная грузоподъемность должна быть рассчитана из условия не менее чем 250 кг/м чистого пола грузонесущего устройства.
Примечание — 250 кг/м учитывает нагрузку от человека в инвалидном кресле-коляске с электроприводом класса А или В.
Максимальная номинальная грузоподъемность 500 кг.
Минимальные значения номинальной грузоподъемности должны быть следующие:
— один пользователь, стоящий или сидящий в кресле-коляске с электроприводом класса А: 250 кг;
— пользователь в кресле-коляске с электроприводом класса А или В с сопровождающим лицом: 315 кг.
Примечание — См. таблицу 2.
5.1.7 Контроль загрузки
Платформа должна быть оснащена устройством для предотвращения пуска в режиме нормальной работы при перегрузке, исключая пуск для повторного выравнивания при наличии гидропривода. Считается, что перегрузка возникает при превышении номинальной грузоподъемности на 75 кг.
В случае перегрузки:
— пользователь должен быть информирован об этом посредством ауди и визуального сигнала на грузонесущем устройстве;
— двери шахты должны оставаться незапертыми, когда грузонесущее устройство находится в зоне отпирания дверей.
5.1.8 Размеры грузонесущего устройства
5.1.8.1 Измеренная на уровне пола площадь грузонесущего устройства, включая кромки безопасности, фотоэлементы или световые барьеры, не должна превышать 2 м.
5.1.8.2 При установке платформы, предназначенной для перевозки пользователей в кресле-коляске класса А или В, в новых общественных зданиях размеры пола грузонесущего устройства, включая любые кромки безопасности, фотоэлементы или световые завесы должны быть равны или больше, чем указано в таблице 2. Проекции на плоскость пола поручней не должны учитываться при определении размеров.
Для существующих зданий или в случае отсутствия открытого доступа к платформе грузонесущее устройство может иметь иные размеры.

Таблица 2 — Минимальные размеры грузонесущего устройства

Основное использование Минимальные размеры, мм (ширина х длина) Минимальная грузоподъемность, кг
Пользователь в кресле-коляске с электроприводом класса А и В с одним сопровождающим; грузонесущее устройство со смежными входами, расположенными под углом 90° друг к другу 1100х1400 385
Пользователь в кресле-коляске с электроприводом класса А и В 900х1400 315
Один пользователь, стоящий или сидящий в кресле-коляске с электроприводом класса А 800х1250 250
5.1.9 Механическая прочность грузонесущего устройства
При расчете механической прочности грузоподъемного устройства должно учитываться предполагаемое неправильное использование (например, перегрузка). Таким образом, грузонесущее устройство и связанные с ним элементы подвески должны быть рассчитаны на указанную в таблице 3 нагрузку или на максимальную рабочую нагрузку (в зависимости от того, какая больше). При расчете к выбранному значению добавляется перегрузка 25%, то есть коэффициент статики равен 1,25.

Таблица 3 — Максимальная нагрузка и максимальная доступная площадь грузонесущего устройства

Максимальная статическая нагрузка, кг Максимальная доступная площадь, м2 Максимальная статическая нагрузка, кг Максимальная доступная площадь, м2
100 0,37 525 1,45
180 0,58 600 1,60
225 0,70 630 1,66
300 0,90 675 1,75
375 1,10 750 1,90
400 1,17 800 2,00
450 1,30 — —
Примечание — Для промежуточных значений нагрузки площадь определяется методом линейной интерполяции.

5.1.10 Устойчивость к действующим нагрузкам
5.1.10.1 После завершения монтажа движущееся на номинальной скорости грузонесущее устройство должно выдерживать без остаточных деформаций нагрузки, действующие на него во время нормальной работы, при посадке на ловители и при соприкосновении с механическими упорами. Допускается возникающая при посадке на ловители местная деформация, которая не влияет на работу грузоподъемного устройства.
5.1.10.2 Возникающие из-за неравномерной нагрузки прогибы направляющих элементов, их креплений и соединений не должны влиять на нормальную работу платформы.
5.1.10.3 Все подверженные циклическим нагрузкам несущие компоненты и соединения необходимо проектировать с учетом степени колебаний напряжения и числа циклов напряжения, которые могут быть кратными числу циклов нагрузки. Расчет должен быть основан на следующем:
a) каждый цикл нагрузки должен быть выбран для худшего варианта нагружения и состоять, по крайней мере, из одного пуска (ускорение от покоя до номинальной скорости); подъем — на 5 м (при максимальной высоте подъема свыше 5 м) или значения, соответствующего максимальной высоте подъема, если она менее 5 м, и одной остановки (замедление от номинальной скорости до нуля);
b) расчет выполняется для следующих вариантов нагружения грузонесущего устройства: 33,33% циклов без нагрузки, при 33,33% — с половиной номинальной нагрузки и 33,33% — с номинальной нагрузкой;
c) минимальное число циклов с нагрузкой 50000.
Расчет элементов крепления должен подтверждать их целостность во время нормальной эксплуатации.
5.1.11 Защита оборудования от вредных внешних воздействий
5.1.11.1 Общие понятия
Все механические и электрические компоненты платформы должны быть защищены от вредного и опасного воздействия окружающей среды, которые могут возникнуть на предлагаемом месте ее установки, например:
— попадание воды и твердых тел;
— воздействие влаги, температуры, коррозии, загрязнения атмосферного воздуха, солнечной радиации и т.д.;
— воздействия флоры, фауны и др.
Защита должна быть спроектирована и изготовлена, а платформа должна быть установлена таким образом, чтобы вышеупомянутые воздействия не влияли на безопасное и надежное функционирование платформы.
5.1.11.2 Защита от попадания влаги
Полностью огражденная шахта должна быть защищена от попадания влаги или быть оборудована дренажом.
Должно быть исключено накопление жидкости на примыкающих к шахте поверхностях пола.
5.1.11.3 Защита оборудования от механических повреждений
Ограждение должно быть спроектировано и изготовлено в соответствии с ГОСТ ISO 12100-2013, пункт 6.3. Элементы крепления ограждения должны оставаться прикрепленными к крышкам или к оборудованию, когда крышки сняты.
5.1.12 Степень защиты при наружной установке платформы
При наружной установке платформы ее электрооборудование в зависимости от условий эксплуатации должно иметь достаточную степень защиты, но не ниже IP54 по ГОСТ 14254.
5.2 Опорная/направляющая система грузонесущего устройства (включая механизм ножничного типа)
5.2.1 Опорная/направляющая система грузонесущего устройства
5.2.1.1 Горизонтальные зазоры между грузонесущим устройством и ограждением шахты
Опорная или направляющая система должна обеспечивать постоянную траекторию движения грузонесущего устройства на протяжении всего его перемещения.
Максимальный горизонтальный зазор между внутренней поверхностью полностью огражденной шахты и элементами грузонесущего устройства со стороны, на которой отсутствует ограждение, не должен превышать 20 мм при размещении на грузоподъемном устройстве максимальной рабочей нагрузки.
Горизонтальные зазоры между элементами грузонесущего устройства и смежными поверхностями при не полностью огражденной шахте или при ее отсутствии должны соответствовать указанным на рисунке 2.
5.2.1.2 Отклонение от горизонтали пола грузонесущего устройства
Опорная или направляющая система должна обеспечивать отклонение края грузонесущего устройства от горизонтального уровня не более ±10 мм, если:
— номинальная нагрузка распределяется по наиболее неблагоприятной половине длины платформы;
— и номинальная нагрузка распределена по наиболее неблагоприятной половине ширины платформы.
5.2.1.3 Материалы
Опорная или направляющая система должна быть изготовлена из металла.
5.2.1.4 Общие положения, касающиеся направляющих
Направляющие, их соединения и крепления должны выдерживать нагрузки и усилия, прилагаемые к ним, в целях обеспечения безопасной эксплуатации подъемной платформы.
Условия безопасного использования подъемной платформы, которые необходимо учитывать при подборе направляющих:
1) должна обеспечиваться траектория движения грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего груза;
2) деформация направляющих не должна вызывать:
— непреднамеренное отпирание двери шахты;
— самопроизвольное срабатывание ловителей;
— должно быть исключено столкновение движущихся узлов с другими элементами.
Примечание — Метод расчета направляющих приведен в ГОСТ 33984.4-2017, пункт 5.1.
5.2.1.5 Направляющие для платформ с приводом трения
Если грузонесущее устройство или противовес находится в самом высоком положении для перемещения, в том числе при переподъеме, то длина направляющих должна быть такой, чтобы было возможно дальнейшее перемещение на расстоянии не менее 0,05 м.
5.2.1.6 Направляющие для платформ с позитивным приводом
5.2.1.6.1 При нахождении грузонесущего устройства на верхнем упоре длина направляющей должна быть такой, чтобы она позволяла осуществлять дальнейшее перемещение грузонесущего устройства на расстоянии не менее 0,05 м.
При срабатывании ловителей электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно приводиться в действие ловителями и должно немедленно вызывать остановку привода и предотвращать его пуск.
5.3.2 Ограничитель скорости
5.3.2.1 Общие положения
Привод трения ограничителя скорости должен быть независим от главного привода трения платформы.
Ограничитель скорости, у которого усилие для приведения в действие ловителей создается только за счет трения между канатом и рабочим шкивом, должен иметь канавки, которые:
— были подвергнуты дополнительному процессу упрочнения; или
— были подрезаны в соответствии с ГОСТ 33984.4-2017**, пункт 5.2.2.3.
Направление вращения, соответствующее срабатыванию ловителей, должно быть указано на ограничителе скорости одностороннего действия.
Если ограничитель скорости регулируется на предприятии-изготовителе, то окончательная настройка должна быть зафиксирована таким образом, чтобы было невозможно изменить настройку без нарушения фиксации.
Ограничитель скорости или другое устройство, посредством электрического устройства безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода не позднее момента срабатывания ограничителя скорости.
Если после снятия с ловителей по 5.3.1 ограничитель скорости автоматически не возвращается в исходное состояние, то электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно предотвращать движение грузонесущего устройства до приведения ограничителя скорости в исходное состояние.
Обрыв или превышение регламентированной вытяжки каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должны вызывать остановку привода электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11.
Усилие в элементе (канат, ремень, рычаг), приводящем в действие ловители при срабатывании ограничителя скорости, должно быть не менее следующей величины:
— удвоенного значения, необходимого для приведения в действия ловителей, или;
— 300 Н.
5.3.2.2 Канат ограничителя скорости, канат безопасности
Канат ограничителя скорости должен быть стальным. Коэффициент запаса прочности каната ограничителя скорости, определенный как отношение разрывного усилия каната в целом к усилию, возникающему в нем при срабатывании ловителей, должен быть не менее 8:
1) при расчете усилия, возникающего в канате ограничителя скорости или канате безопасности при срабатывании ловителей, должен использоваться коэффициент трения, равный 0,2 между канатом, приводящим в действие ограничитель скорости, и шкивом ограничителя скорости;
2) отношение диаметра шкива или блока к диаметру огибаемого каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должно быть не менее 25.
Для приведения в действие ограничителя скорости могут применяться иные элементы (например, цепь, зубчатый ремень и т.п.) при обеспечении уровня безопасности как при использовании стального каната.
5.3.2.3 Доступность
a) ограничитель скорости должен быть доступен для проверок и технического обслуживания;
b) если ограничитель скорости располагается в шахте, он должен быть не доступен для пользователей;
c) если ограничитель скорости располагается в шахте, он должен быть доступен для проверок и технического обслуживания снаружи шахты;
d) требования по перечислению с) допускается не выполнять, если соблюдены следующие условия:
1) обеспечена возможность дистанционно снаружи шахты приводить в действие ограничитель скорости для его испытания. При этом должно быть исключено непреднамеренное срабатывание ограничителя скорости. Применение беспроводных средств управления ограничителем скорости не допускается;
2) обеспечена возможность осуществлять проверки и техническое обслуживание ограничителя скорости с грузонесущего устройства или из приямка;
3) ограничитель скорости грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего груза должен автоматически возвращаться в исходное положение после перемещения вверх соответственно грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего устройства.
Электрические устройства безопасности, контролирующие работу ограничителя скорости, допускается возвращать в нормальное положение посредством дистанционного управления снаружи шахты, если это не влияет на работоспособность ограничителя скорости.
5.4 Привод и приводные системы
5.4.1 Общие положения
5.4.1.1 Системы привода
Выбранная система привода должна соответствовать одной из систем, указанных в 5.4.4-5.4.11.
5.4.1.2 Направление движения
Все типы систем привода, за исключением гидравлической, должны обеспечивать перемещение грузонесущего устройства в двух направлениях.
5.4.1.3 Редукторный привод
Коэффициенты безопасности, применяемые при расчете редукторных приводов, должны сохраняться в течение срока службы платформы с учетом возможного износа элементов привода.
Шкив, барабан, цилиндрическое зубчатое колесо, червяк и червячное колесо, тормозной барабан или диск, или его составная часть, не являющиеся неотъемлемой частью вала или приводного устройства, должны быть закреплены на валу или другом элементе привода одним из нижеперечисленных способов:
— призматическими шпонками;
— шлицевыми соединениями;
— поперечными штифтами.
Корпус редуктора не должен иметь перфорации.
5.4.1.4 Промежуточная передача привода
Если в качестве промежуточной передачи привода используется цепь или ремень, то должны выполняться следующие условия:
— редуктор находится на нагруженной стороне цепной или ременной передачи и
— или редуктор должен быть самотормозящимся; или
— тормоз должен находиться на нагруженной стороне цепной или ременной передачи и должно использоваться не менее двух ремней или цепей. Целостность цепи или ремня, а также ослабление ремня необходимо контролировать с помощью электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11.
5.4.1.5 Две цепных промежуточных передачи
Если используются две промежуточных цепных передачи, то цепи каждой промежуточной передачи необходимо контролировать электрическим предохранительным устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11, которое отключает питание двигателя и тормоза в случае обрыва любой цепи.
5.4.1.6 Защита от нерегламентируемой вытяжки
Защита в случае нерегламентируемой вытяжки, слабины каната/плоского ремня или вытяжки цепи/зубчатого ремня должна быть обеспечена следующим образом:
a) в случае подвески грузонесущего устройства на двух канатах (ремнях) или цепях электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода в случае нерегламентируемой относительной вытяжки одного каната (ремня) или одной цепи;
b) в случае позитивного или гидравлического привода, если существует риск ослабления каната (ремня) или цепи, электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода в случае возникновения слабины.
После остановки привода возврат в режим «Нормальная работа» должен осуществлять квалифицированный персонал.
Для гидравлического привода с двумя или более гидроцилиндрами это требование распространяется на каждую подвеску.
5.4.1.7 Защита шкивов, блоков и звездочек
Для шкивов, блоков и звездочек должны быть предусмотрены меры для устранения рисков:
a) нанесения телесных повреждений;
b) схождения канатов/ремней/цепей в случае их слабины со шкивов/звездочек;
c) попадания предметов между канатами/ремнями/цепями и шкивами/звездочками.
Конструкцией ограждения должна быть предусмотрена возможность проведения работ по осмотру шкивов, блоков и звездочек без его разборки. Если в ограждении имеются отверстия, они должны соответствовать ГОСТ ISO 13857-2012, таблица 4.
Демонтаж ограждения допускается только в следующих случаях:
a) замена каната/плоского ремня/цепи/зубчатого ремня;
b) замена шкива/блока/звездочки;
c) при снятии шкива, блока или звездочки для повторной проточки канавок шкива или блока, или нарезки зубьев звездочки.
5.4.2 Тормозная система
5.4.2.1 Общие положения
Привод должен быть оборудован электромеханическим фрикционным тормозом нормально замкнутого типа (за исключением подъемных платформ с гидравлическим приводом, соответствующих 5.4.9, который автоматически срабатывает при прекращении питания:
a) от электросети;
b) к цепям управления платформы.
Тормоз должен быть способен плавно остановить грузонесущее устройство, движущееся с номинальной скоростью и с максимальной рабочей нагрузкой и удерживать его в неподвижном состоянии. Тормоз должен удерживать в неподвижном состоянии грузонесущее устройство с максимальной статической нагрузкой. Тормоз должен растормаживаться только при подаче питания на электродвигатель.
Не допускается использование ленточных тормозов.
5.4.2.2 Электромеханический тормоз
5.4.2.2.1 Общие положения
Тормозные накладки должны быть изготовлены из негорючего материала и должны быть закреплены таким образом, чтобы нормальный износ не ослаблял их крепления.
Срабатывание тормоза должно происходить без дополнительной временной задержки после размыкания цепи питания тормоза.
5.4.2.2.2 Тормоз должен состоять из двух систем торможения; все механические элементы тормоза, задействованные в процессе приложения усилия к тормозному барабану или диску, должны дублироваться. Каждая из систем торможения должна создавать усилие торможения, достаточное для остановки и удержания грузонесущего устройства, движущегося вниз с номинальной скоростью и номинальной нагрузкой и вверх с незагруженным грузоподъемным устройством.
Любой толкатель соленоида считается механической частью, а любая катушка соленоида нет.
5.4.2.2.3 В случае самотормозящихся приводных систем требования 5.4.2.2.2 могут не выполняться.
5.4.2.2.4 Если тормоз оборудован устройством для ручного растормаживания, то при прекращении воздействия на это устройство действие тормоза должно автоматически восстанавливаться. Растормаживание может проводиться посредством механического устройства (например, рычага) или путем подачи электропитания от перезаряжаемого аварийного источника питания (источник бесперебойного питания).
5.4.2.2.5 В случае привода трения, при расторможенном вручную тормозе и нахождении на грузонесущем устройстве груза массой
— не более чем (q-0,1)Q, или
— не менее чем (q+0,1) Q,
где q — коэффициент уравновешивания, указывающий величину уравновешивания номинальной грузоподъемности противовесом;
Q — номинальная грузоподъемность
должно быть возможным перемещение грузонесущего устройства на ближайшую посадочную площадку:
a) или под действием силы тяжести;
b) или вручную посредством:
1) или механического устройства, имеющегося на месте эксплуатации платформы;
2) или электрическим средством, электропитание на которое подается от источника питания, не зависимого от основного источника питания привода.
5.4.2.2.6 Тормозная колодка или тормозной диск должны приводиться в действие пружинами сжатия или грузами.
5.4.2.2.7 Между тормозным барабаном (диском) и канатоведущим шкивом, или шкивом трения, или барабаном, или звездочкой, или зубчатым шкивом, или гайкой, или винтом должна быть неразмыкаемая кинематическая связь, за исключением случая, когда конечный элемент привода является самотормозящимся или используется система с двумя промежуточными цепными передачами по 5.4.1.5.
В случае использования тормоза, непосредственно воздействующего на несущую гайку, самоконтроль должен включать проверку правильного подъема или опускания тормозных элементов или проверку тормозного усилия. При обнаружении неисправности должен быть предотвращен следующий нормальный пуск грузонесущего устройства.
5.4.2.2.8 Прерывание подачи тока на тормоз должно проводиться не менее чем двумя независимыми друг от друга электрическими устройствами, теми же, которые прерывают подачу электрического тока к приводу. Если один из контакторов не разомкнул основные контакты, пока грузоподъемное устройство находится на остановке, то дальнейшее его движение должно быть предотвращено не позднее следующего изменения направления движения.
Срабатывание тормоза должно происходить без временной задержки после размыкания цепи питания тормоза.
Примечание — Пассивно действующий электрический компонент, который снижает искрение (например, диод, конденсатор или варисторы), не рассматривают как средство задержки.
5.4.2.2.9 Если двигатель привода работает в режиме генератора, электрические устройства, приводящие в действие тормоз, не должны питаться от этого двигателя.
5.4.2.3 Точность остановки/выравнивания
В режиме нормальной работы:
— точность остановки грузонесущего устройства должна быть ±10 мм;
— зона повторного выравнивания должна быть ±20 мм.
Тормозной путь при срабатывании электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11, должен быть не более 20 мм.
5.4.3 Перемещение грузонесущего устройства для освобождения пользователя
5.4.3.1 Общие положения
Должна быть предусмотрена возможность перемещения грузонесущего устройства для освобождения пользователя в непредвиденных ситуациях, в том числе и при отключении питания платформы.
В такой ситуации время перемещения грузонесущего устройства до ближайшей посадочной площадки, где может быть открыта дверь шахты, или при отсутствии шахты до нижней посадочной площадки, должно быть не более 15 мин.
Действия по освобождению находящегося на грузоподъемном устройстве пользователя должны осуществляться только компетентным персоналом, находящимся вне шахты или вне зоны траектории движения грузонесущего устройства. При этом должен осуществляться контроль за перемещением грузонесущего устройства.
Во время ручного перемещения грузонесущего устройства посредством штурвала или иного приспособления электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно предотвращать работу органов управления, используемых в режиме «Нормальная работа».
Если средство для ручного перемещения грузонесущего устройства (например, штурвал или маховик) может быть приведено во вращение движением грузонесущего устройства, то оно должно быть гладким и без спиц. Съемное средство для перемещения грузонесущего устройства должно находиться в легко доступном месте в пространстве для размещения оборудования.
Если ручное усилие, необходимое для перемещения грузонесущего устройства с максимальной рабочей нагрузкой, превышает 30 Н при наложенном тормозе, то должно быть предусмотрено устройство для ручного растормаживания тормоза. При прекращении воздействия на это устройство действие тормоза должно автоматически восстанавливаться. Контроль за перемещением грузонесущего устройства должен осуществляться при любых обстоятельствах.
Операции по освобождению пользователей платформ с гидравлическим приводом должны отвечать требованиям 5.4.9.16.
При перемещении грузонесущего устройства для освобождения пользователя в качестве альтернативы для обеспечения работы привода может использоваться резервный источник питания. Резервный источник питания должен быть способен переместить грузонесущее устройство с максимальной рабочей нагрузкой на уровень посадочной площадки. В этом случае также должна быть исключена работа органов управления, используемых в режиме «Нормальная работа».
При перемещении грузонесущего устройства для освобождения при помощи резервного источника питаний должны быть выполнены следующие условия:
a) максимальная скорость перемещения грузонесущего устройства не более 0,05 м/с;
b) перемещение должно быть возможным только при удержании элемента управления;
c) допускается шунтирование следующих электрических устройств безопасности, контролирующих:
1) натяжение канатов/ремней/цепей/зубчатых ремней;
2) ловители и ограничитель скорости;
3) кромки безопасности, фотоэлементы, световой барьер;
4) кнопку «Стоп».
При использовании в качестве резервного источника питания дополнительной батареи/аккумулятора:
a) или должны быть предусмотрены средства, информирующие обслуживающий персонал о том, что заряд батареи/аккумулятора ниже, чем это необходимо для перемещения грузонесущего устройства;
b) или должна быть информация для обслуживающего персонала о том, что дополнительная батарея/аккумулятор должна быть заменена по истечении определенного периода времени, определенного изготовителем.
5.4.3.2 Средства приведения в действие (включения) режима освобождения пользователя
Средства приведения в действие (включения) режима освобождения пользователя должны располагаться:
— или в контроллере (шкафу управления);
— или на панели для проведения освобождения и испытаний.
5.4.3.3 Информация о направлении движения
Если для перемещения грузонесущего устройства требуется вращение какого-либо элемента, то направление движения грузонесущего устройства должно быть четко указано рядом с этим элементом.
При применении несъемного элемента направление движения может быть указано непосредственно на нем.
5.4.4 Дополнительные требования к приводу с зубчато-реечной передачей
5.4.4.1 Общие положения
Грузонесущее устройство должно удерживаться, подниматься или опускаться посредством одной или нескольких шестерен, входящих в зацепление с зубчатой рейкой. Привод должен осуществляться с помощью одного или нескольких двигателей.
Должны быть приняты меры для предотвращения попадания посторонних предметов между каждой приводной шестерней или шестерней устройства безопасности и зубчатой рейкой.
5.4.4.2 Распределение нагрузки
При наличии нескольких взаимодействующих с рейкой ведущих шестерен для эффективного распределения нагрузки на каждую ведущую шестерню должно быть предусмотрено устройство, автоматически выравнивающее нагрузку между шестернями, либо приводная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки между шестернями.
5.4.4.3 Шестерня
Ведущая шестерня должна быть рассчитана с коэффициентом запаса не менее 2 по изгибной прочности зуба и 1,4 по контактной прочности зуба. Коэффициенты запаса прочности должны сохраняться при динамической нагрузке, износе и усталостных напряжениях, которые могут возникнуть в течение расчетного срока службы ведущей шестерни и связанных с ней компонентов, указанного изготовителем в руководстве по эксплуатации. Подрез зубьев недопустим. Шестерня должна быть закреплена на выходном валу в соответствии с 5.4.1.3.
5.4.4.4 Зубчатая рейка
5.4.4.4.1 Секции рейки должны быть надежно закреплены. Стыки реек должны быть точно выровнены для предотвращения сбоя зацепления или поломки зуба ведущей шестерни.
5.4.4.4.2 Рейка должна быть изготовлена из материала, имеющего свойства, соответствующие свойствам шестерни с точки зрения износа.
Рейка должна быть рассчитана с коэффициентом запаса не менее 2 по изгибной прочности зуба. Если рейка подвергается сжимающей нагрузке, коэффициент запаса по продольному изгибу должен быть не менее 3. Коэффициенты запаса прочности должны сохраняться при динамической нагрузке, износе и усталостных напряжениях, которые могут возникнуть в течение расчетного срока службы, указанного изготовителем в руководстве по эксплуатации.
5.4.4.5 Зацепление шестерня-рейка
5.4.4.5.1 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие правильное зацепление рейки со всеми приводными шестернями и шестерней ловителей при любой загрузке грузонесущего устройства. Эти средства не должны зависеть от башмаков скольжения или роликовых башмаков.
Диаметр делительной окружности шестерни должен совпадать с делительной прямой рейки. Максимальный допуск несовпадения — 1/3 модуля зацепления.
5.4.4.5.2 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие при выходе из строя средств, предусмотренных в соответствии с 5.4.4.5.1, отклонение диаметра делительной окружности шестерни отделительной прямой рейки не более чем 2/3 модуля зацепления.
5.4.4.5.3 Должны быть предусмотрены средства для обеспечения постоянного полного контакта зубьев рейки по всей их ширине с зубьями шестерни.
5.4.4.5.4 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие в случае выхода из строя средств, указанных в 5.4.4.5.3, чтобы не менее 90% ширины зуба рейки находилось в зацеплении с зубьями шестерни.
5.4.4.5.5 Зубья шестерни и зубья рейки должны располагаться параллельно друг другу. Отклонение не более ±0,5°.


Скачать ГОСТ 34682.2-2020 в .pdf

Возможно, вам также будет интересно:

×
×
Отзыв
×